Визуальное моделирование в среде IBM Rational Rose 2003

          

Стереотипы классов и их графическое представление


На разрабатываемой диаграмме классов выбран текстовый способ изображения стереотипов классов, при котором стереотип записывается в угловых кавычках выше имени соответствующего класса. Программа IBM Rational Rose 2003 позволяет альтернативно представлять стереотипы в форме специальных графических изображений (как в браузере проекта) или в форме небольших декоративных значков в верхней секции прямоугольника класса на диаграмме, а также вообще отказаться от изображения стереотипов.

Изменить изображение стереотипа для отдельного класса можно, например, с помощью одной из вложенных операций контекстного меню: Options

Стереотипы классов и их графическое представление
Stereotype Display (Параметры
Стереотипы классов и их графическое представление
Изображение стереотипа). В качестве примера можно представить изображение класса Транзакция Банкомата в форме специальной графической пиктограммы стереотипа. С этой целью следует выполнить операцию контекстного меню: Options
Стереотипы классов и их графическое представление
Stereotype Display
Стереотипы классов и их графическое представление
Icon
(Параметры
Стереотипы классов и их графическое представление
Изображение стереотипа
Стереотипы классов и их графическое представление
Пиктограмма). Соответствующее графическое изображение стереотипа <<entity>> для класса Транзакция Банкомата в форме пиктограммы будет иметь следующий вид (рис. 4.5, а).

Для сравнения можно выбрать изображение класса Транзакция Банкомата в форме декоративного графического стереотипа. С этой целью выполним операцию контекстного меню: Options

Стереотипы классов и их графическое представление
Stereotype Display
Стереотипы классов и их графическое представление
Decoration
(Параметры
Стереотипы классов и их графическое представление
Изображение стереотипа
Стереотипы классов и их графическое представление
Декорация). Соответствующее графическое изображение стереотипа <<entity>> для класса Транзакция Банкомата в форме декорации будет иметь следующий вид (рис. 4.5, б).

Стереотипы классов и их графическое представление

Рис. 4.5.  Графические способы изображения стереотипа <<entity>> для класса Транзакция Банкомата

Изменить изображение стереотипов одновременно для нескольких классов диаграммы можно с помощью одной из вложенных операций главного меню: Format

Стереотипы классов и их графическое представление
Stereotype Display (Формат
Стереотипы классов и их графическое представление
Изображение стереотипов). В этом случае необходимо выделить все классы модели в окне диаграммы классов или в браузере проекта. Для выделения группы классов на диаграмме или в браузере проекта следует, удерживая нажатой клавишу Ctrl или Shift на клавиатуре, последовательно щелкать на их изображении левой кнопкой мыши.


Выделить все графические элементы на диаграмме классов, также как и на любой другой диаграмме модели, можно с помощью выполнения операции главного меню: Edit
Стереотипы классов и их графическое представление
Select All
(Редактирование
Стереотипы классов и их графическое представление
Выделить все) или с помощью комбинации клавиш Ctrl+А. Следует отметить, что выбор того или иного способа изображения стереотипов классов на диаграмме классов определяется разработчиком исходя из его личных предпочтений, и не оказывает влияния на содержательный аспект логического представления модели.

Продолжая разработку модели банкомата, добавим на диаграмму второй класс с именем Контроллер Банкомата, для которого в окне спецификации свойств выберем стереотип control (управляющий класс), а в качестве документации введем текст: "Реализует логику функционирования банкомата". При этом атрибуты и операции у данного класса будут отсутствовать. Соответствующий фрагмент диаграммы классов после добавления управляющего класса Контроллер Банкомата будет иметь следующий вид (рис. 4.6).

Стереотипы классов и их графическое представление

Рис. 4.6.  Фрагмент диаграммы классов модели банкомата после добавления на нее класса Контролер Банкомата

Продолжая разработку модели банкомата, добавим на диаграмму третий класс с именем Устройство чтения карточки, для которого в окне спецификации свойств выберем стереотип boundary (граничный класс). Применение этого стереотипа означает, что данный класс находится на границе моделируемой системы, в качестве которой рассматривается модель банкомата. После этого в секцию документации данного класса можно ввести поясняющий текст: "Устанавливается на банкомате".

Далее следует добавить класс с именем IКонтроллер Банка, для которого выбрать стереотип Interface (Интерфейс), означающий, что банкомат пользуется услугами Банка при обработке своих транзакций. Заметим, что первой буквой в имени этого класса является английское "I", которое служит в языке UML для указания интерфейса. Соответствующий фрагмент диаграммы классов после добавления на нее классов Устройство чтения карточки и IКонтроллер Банка будет иметь следующий вид (рис. 4.7).

Стереотипы классов и их графическое представление

Рис. 4.7.  Фрагмент диаграммы классов модели банкомата после добавления на нее классов Устройство чтения карточки и Контролер Банкомата

Практические действия по добавлению атрибутов и операций классов, редактированию их свойств, по добавлению отношений в процессе продолжения разработки диаграммы классов для модели банкомата, а также окончательный вид диаграммы классов для разрабатываемой модели банкомата будут рассмотрены в следующих лекциях.


Содержание раздела